Выполняю обещание - с меня отчет о субботнем Булгаковско-пирожковом оффе.
Для нас с DmU офф начался с того, что мы опаздываем. И вот мы опаздываем, и нам звонит Шлеппель, который, оказывается, тоже опаздывает, и которому звонила Нэнни, чтобы предупредить, что она тоже... ну вы поняли. Звонить Кисе или Гворину для увеличения цепочки опаздывающих мы не решились, и поехали так.
На Маяковской нас уже ожидали Суд (опаздывала, но не рассчитала время, и пришла вовремя) и опаздывающая Нэнни. Тут выяснилось, что Кисе мы правильно не звонили (опаздывает часа на два), Шлеппель продолжает опаздывать минут на тридцать. Прихватив подошедших тем временем Гворина и Шелли, мы двинулись в путь.
Часть первая. "Нехорошая квартира по улице Большой Садовой"
В Булгаковском музее нам сразу повезло, потому что Нэнни застала на месте свою подругу Наталью, которая показала нам несколько местечек, куда зайти сейчас можно только с платной экскурсией (сам вход в музей свободный). Кстати, знакомила нас Нэнни тоже довольно забавно:
- Это Наталья, а это Аня, Суд...
*Суд* - Аня.
*Нэнни* - Тоже? Ага..
*Шелли* - Ева.
*Нэнни* - Ева? Правда? О, это у нас на форуме уже две Евы. *завершает представление* Дима и Гворин.
Немножко посмотрев основную экспозицию, спускаемся за Натальей в цокольный этаж, где находится театральный зал и выставка фотоиллюстраций к "Мастеру и Маргарите". Кое-какие работы из этой выставки мы потом увидели и наверху, но тут их больше.
К сожалению, я не запомнила фамилии фотографа, только имя - Елена. Надеюсь, Нэнни меня дополнит.
Фотографии "состарены", и переносят в атмосферу 30-ых.
У нас тут на форуме мелькали несколько фотосетов к МиМ, так вот эта серия очень сильная.
Во-первых, фотограф работала с профессиональными актерами, и это видно (насколько могу судить, большая часть тут - актеры из Театра Сатиры). Некоторые образы меня впечатлили точностью попаданий, Пилат вообще удивил - очень сильные работы, на которых я к изумлению своему узнала актера, основным амплуа которого являются комедийные роли. Однако он тут невероятно органичен. Очаровал Бегемот, понравились ещё Азазелло и Коровьев. Резкого отторжения вообще никто, пожалуй, не вызвал, просто меньше всех в резонанс попали Маргарита, Воланд и Бездомный (ну, лично у меня).
А, ещё потрясающе замечательная панорама-коллаж Москвы тридцатых годов, вид "с крыш" (коллаж видишь только тщательно присмотревшись к первому плану - обнаружив, что крайние крыши выступают перед остальной панорамой. И на них можно найти фигуры некоторых персонажей
).
Ещё в выставочном зале мы нашли замечательную коллекцию графики - шрифт для МиМ. С двух метров - просто необычной формы литеры. Но если подойти чуть ближе, то тут же обнаруживаешь, что каждая буква превращается в графический рисунок-иллюстрацию к роману. Причем рисунки как по мне отнюдь не схематические, это действительно хорошая графика. Имя автора я опять же не запомнила (хотя пыталась), вся надежда на Нэнни
Наконец, мы поднялись обратно. Тут нам ещё Наталья открыла и показала совершенно замечательный туалет, сочетающий "остатки былой дворянской роскоши" в виде элементов отделки и витражного потолка с газетами на стенах. К сожалению, Нэнни не успела это сфотографировать.
Дальше мы разбрелись по "основной экспозиции". Вещи, фотографии, приметы времени. Старенький "Ундервуд" на подоконнике. Швейная машинка. Макеты памятников Булгакову. Книжный шкаф. Кабина рокового трамвая. На барной стойке в кафе рядом с современным - старенький кассовый аппарат, плакаты. Само кафе небольшое, едва ли шесть-семь столиков - и большая сцена, на которой как раз шел концерт. Поскольку места немного, несколько музыкантов и дама, декламировавшая стихи, периодически менялись местами, и заглядывая в дверь можно было за одним из столиков увидеть очередного музыканта с гитарой, который аккомпонировал своему коллеге на сцене. Через какое-то время они менялись.
Отдельного упоминания заслуживают три телефона, установленных в разных помещениях музея - "телефоны" времени. К ним прилагаются телефонные книжечки, и можно позвонить некоторым из персонажей МиМ: Гелле, Коровьеву, даже иностранному профессору. Суд трижды звонила Бегемоту ("починка примусов").
Что касается памяти о посещении музея, то в кафе помимо, например, приобретения справки, аналогичной той, которую получил "транспорт" Наташи, можно сделать благотворительный взнос в 300 рублей на установку памятника Булгакову по проекту Рукавишникова, и получить конверт-свидетельство с личным номером (кстати, конверты и их содержимое дизайна за авторством той самой Натальи, знакомой Нэнни). Внутри обнаружилась карточка с информацией, сургучевой печатью, и... кусочком сердолика.
Уже находившись по музею, решив, что обязательно придем сюда ещё и на этот раз возьмем экскурсию, мы вышли во двор, поизучали скульптурные композиции на входе (неразлучная парочка Коровьев-Бегемот и скульптура над входом "отбытие Воланда со свитой из Москвы"), попытались забыть в гардеробе три куртки и приняли решение ловить опоздавших в метро и идти пить чай.
Часть вторая. Поход за пирожками.
Отловив возле метро последовательно Шлеппеля с Аленой и Кису, мы решили двинуться бульварами к рекомендованной Шлеппелем пирожковой возле Лубянки.
Идти по Москве с Шлеппелем донельзя интересно. Честно говоря, со стороны это должно было быть похоже на группу туристов с гидом во главе. А что? Киса с камерой наперевес. И стайка нас, которые периодически окружают Шлеппеля, чтобы послушать интересность про очередную улицу, или здание, или про любопытный исторический факт. Кто как, а такая провинциалка как я, из чисто корыстного желания почаще попадать на такие импровизированные Шлеппелевские экскурсии, страшно сожалеет, что Шлеппель мало выбирается на оффы из-за загрузки.
По дороге мы забрели в книжный магазин "Додо". Откуда, кстати, ушли довольно быстро лишь благодаря волевому решению. Магазинчик достоен отдельного посещения, хотя бы ради коллекции изданий "Алисы", или ради милых подписей-рубрикаций на полках "Писано не по-русски", "Писано в Европе" и тому подобное. И вообще, в отличие от упорядоченных книжных гигантов, где каждая книга на строго отведенном месте и полный порядок, "Додо" очаровывает домашней небрежностью. Порядок-то есть, но он не бросается в глаза.
Ах да, Пратчетт тут есть (это мой индивидуальный пунктик - в приличном книжном должно быть место для книг Пратчетта на полочке!).
Наконец Шлеппель вытряхнул нас из "Додо" и мы двинулись дальше, очутившись вскоре на пороге Пирожковой.
Дальше говорить становится трудно, потому что память о пирогах по-прежнему тяжелым грузом лежит на желудке.
Мы забрались внутрь, оккупировали малый проходной зал с диванчиком и отлично там расположились. Пока все носились мыть руки, поднимая друг друга с мест, чтобы выйти или забраться на диван, была зафиксирована шутка от Гворина "Встать, Суд идет".
А потом мы перешли к чревоугодию.
Пироги, надо сказать, были вкусные. Кажется, все, хотя я лично могу отвечать только за четыре вида. Больше в меня не влезло. Если первую, несладкую, порцию, съели довольно быстро и легко, то с второй, сладкой, частью, под конец пришлось уже сражаться. Шелли очень к месту припомнила доставшийся ей фант на ДРТП (съесть полкулича).
А эпическое сражение бедной Суд с последним кусочком пирога с маком должно быть задокументировано на фотографиях у Кисы, но боюсь, требования гуманизма не позволят Кисе обнародовать эти фотографии.
Поглощение пирогов и трех видов чая сопровождалось изучением декора в пирожковой. Мы считали количество репродукций Кустодиевской "Купчихи" на стенах. В нашем зале таковых насчиталось две - одна на картине, одна на самоваре.
Впрочем, у одного форумчанина к пирожковой осталась серьезная претензия - ДмУ специально ограничил себя всего четырьмя кусочками пирога, потому что рассчитывал на заказанный им борщ. А официанты о нем просто забыли. Впрочем, поскольку совсем голодным ДмУ не остался, он их почти простил. По крайней мере, зла не держит
.
На этом офф начал подходить к концу. Мы в основной массе выкатились из пирожковой (кажется, кто-то всё-таки сохранил возможность выйти, но основная часть именно выкатилась) и разделились. Шлеппель и Алена двинулись в сторону Лубянки, Гворин и Шелли, пожелавшие посетить "Библио-Глобус", составили им компанию, а остальные, прослушав объяснение Шлеппеля: "Прямо Тургеневская, направо пойдешь - рано или поздно на Лубянку попадешь", выбрали Тургеневскую.
Итог:
Мы хорошо походили и не менее хорошо посидели. По итогам оффа принято решение:
а) обязательно ещё раз посетить Булгаковский дом, прихватив всех желающих из тех, кто сегодня опоздал или не смог прийти;
б) пирожковую внести в список мест для Пратчеттовских оффов, но предупредить всех заинтересованных лиц - кто на диете, перед посещением пирожковой дня два не есть (и столько же после...)